Источник, сайт: http://www.plosmedicine.org/article/inf ... ed.1000102.
Редакторы сайта " The PLoS Medicine": Virginia Barbour, Jocalyn Clark, Susan Jones, Larry Peiperl, Emma Veitch, and Gavin Yamey.
В марте 2009 в Организации Объединенных Наций (ООН) на заседаниях, посвященных Всемирному Водному Форуму, Канада, Россия и США отказались поддержать декларацию, которая признает воду как основное право человека. Специальные резолюции, о рассмотрении вопросов доступа к безопасной питьевой воде, предложенные Германией и Испанией и одобренные президентом Генеральной Ассамблеи ООН, были отклонены.
Оппозиция заявила, что нет доказательств того, что доступ к чистой и очень важной для здоровья воде находится под угрозой. По данным Всемирной организации здравоохранения 1,2 миллиарда людей во всем мире не имеют доступа к чистой питьевой воде, а еще 2,6 миллиарда человек лишены адекватной санитарии. Эти цифры, как ожидается, будут расти. По оценкам ООН около 2,8 млрд. человек в 48 странах к 2025 году будут жить в условиях водного стресса или дефицита.
На то, что доступ к чистой воде должен быть оформлен в качестве права человека, есть по крайней мере три причины: Во-первых, обеспечение доступа к чистой воде может значительно уменьшить глобальное бремя болезней. Миллионы людей в мире заболевают потребляя грязную воду, заражаясь холерой, гепатитом, брюшным тифом и отравляясь мышьяком. Диарея является результатом грязной воды и плохих санитарных условий, что приводит к 1,8 миллиона потенциально предотвратимых смертей в год, в основном среди детей в возрасте до пяти лет. Недостаток воды также приводит к плохой гигиене: 6 млн. человек во всем мире слепнут из-за трахомы, заражением которой можно значительно снизить с помощью простого мытья рук. Всемирная организация здравоохранения недавно предсказала, что улучшением доступа к безопасной питьевой воде и улучшением санитарии и гигиены можно предотвратить 9,1% общего количества болезней во всем мире и 6,3% всех случаев смерти.
Во-вторых, приватизация воды по принципу, что вода является товаром, а не общественным благом, приводит к не справедливому доступу к ней. На протяжении десятилетий было приватизировано множество систем водоснабжения, особенно в развивающихся странах. В глобальном водном хозяйстве доминируют три многонациональные компании, которые по мнению критиков не могут подтвердить свою способность обеспечить достаточную доступность источников воды для бедных слоев населения Земли, которые больше всего страдают от нехватки чистой воды.
Мод Барлоу, старший советник по вопросам водных ресурсов из Генеральной Ассамблеи ООН, утверждает: "Высокие цены на воду, ее нехватка для бедных, снижение качества услуг, загрязнение окружающей среды являются наследием приватизации». И дело не только в том, что доставка воды находится в руках корпораций, сместился также политический контроль: "Тот факт, что вода не признается правом человека, позволило принять политические решения об использования воды, передающие права на воду от ООН и правительств к учреждениям и организациям, в пользу частных компаний, и коммерциализации воды ", говорит он.
Правительства, которые экспериментировали с национальными программами приватизации, например в Боливии, Гане, Перу, Тринидаде и Тобаго, столкнулись с горячими протестами граждан против приватизации системы водоснабжения.
Но даже самые яростные критики участия частного сектора в воде признают, что роль корпораций может быть ограничена доставкой воды или предоставлением инфраструктуры в рамках прав человека, которая рассматривает воду как общественное благо. При такой модели правительства должны поддерживать свои обязанности по обеспечению достаточного количества безопасной, чистой и доступной воды.
В-третьих, мир меняется таким образом, чтобы усугубить нехватку воды и поставить под угрозу качество текущего водоснабжения. Проблемы изменения климата, рост населения, развитие сельского хозяйства и рост промышленного загрязнения оказывают огромное давление на существующие источники воды. Ни одна страна мира, богатая она или бедная, не имеет иммунитет от водного кризиса. США столкнулись с нехваткой воды, наибольшей в своей истории. В 2003 году правительственная Счетная палата прогнозировала, что по крайней мере 36 штатов столкнутся с нехваткой воды из-за повышения температуры воздуха, засух, роста населения, роста городов, увеличения отходов. В Австралии, сильная засуха в 2007 году вызвала нехватку воды в Мюррей-Дарлинг речном бассейне, который снабжает водой 40% хозяйств страны и дает основную часть продуктов питания. Вся речная система Австралии в настоящее время подпадает под федеральное управление и требует AU $ 10 млрд. реинвестирования. В развивающихся странах, подчеркивает профессор Jonna Мазет, директор медицинского центра дикой природы из Калифорнийского университета в Дэвисе, что нехватка воды оказывает влияние на возникающие инфекционные болезни: " Потому что, когда люди и животные используют одни и те же источники воды для питья, купания, и дефекации, мы можем получить серьезное загрязнение питьевой воды и повышенный риск зоонозных заболеваний ».
Ухудшение условий окружающей среды и нехватка воды ударит по здоровью в первую очередь бедных . Уменьшение воды для малообеспеченных семей и их сельского хозяйства будет усугублять бедность и недоедание. На увеличения расстояния, откуда требуется принести воду будут все чаще задействованы в основном женщины, отлученные от других повседневных задач и школьного образования. Пешая доставка воды будет представлять больший риск для безопасности как женщин, так и детей в зонах конфликта. То, что в большинстве развивающихся стран не будет хватать собственных ресурсов и инфраструктуры для доставки чистой воды и контроля за качеством воды, ограничивает их способность реагировать на кризис водных ресурсов. Правозащитники признают, что в правах человека на воду есть много несправедливости, и что наиболее уязвимые слои населения зачастую остаются без внимания.
Несмотря на различия в причинах и последствиях нехватки воды во всем мире, обеспечение доступа к воде как права человека, подтверждает необходимость принятия глобальных коллективных решений. Цели первого международного «Десятилетия для воды" не были выполнены, и следующей задачей "Целей тысячелетия в области развития" (номер семь) является: "Сократить наполовину долю людей, не имеющих доступ к безопасной питьевой воде и надлежащей санитарии к 2015 году" . Критики назвали отсутствие надлежащего доступа к водным ресурсам и санитарии "Тихой, чрезвычайной ситуацией, которая еще не привлекла достаточного внимания со стороны международного сообщества и со стороны медицинских работников. Очевидно, нам требуется более радикальный подход".
Организация прав человека предлагает, чтобы ситуация с водой получила международное признание, требуется достаточное государственное бюджетное целевое финансирование, принятие государственных стандартов и законов, гарантирующих право человека на воду, создание механизмов подотчетности, которые могли бы расширить возможности общественности отстаивать и лоббировать свои интересы в правительстве для того, чтобы вода стала безопасной, чистой и доступной для каждого.